Административный иск к Правительству Хабаровского края. | версия для печати |
Граждане К. и П. обратились в суд с административным иском к Правительству Хабаровского края, Краевому государственному бюджетному учреждению «Хабаровский краевой центр охраны памятников истории и культуры» о признании незаконными действий по установлению металлических конструкций вокруг памятника им. В.И. Ленина, визуально скрывающих его от истцов, обязании совершить определенные действия. Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 12 июля 2024 года в удовлетворении заявленных административными истцами требований отказано. Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 07 по 09 мая 2024 года памятник В.И. Ленину, расположенный на площади имени В.И. Ленина в г. Хабаровске был задействован для подготовки и проведения праздничных мероприятий и военного парада, посвященного 79 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг., который осуществляется ежегодно в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», является мероприятием федерального уровня и не регламентируется нормативными правовыми актами города Хабаровска и Хабаровского края. 27.04.2024г. Краевым государственным автономным учреждением культуры «Краевой научно-образовательное творческое объединение культуры» заключен договор с индивидуальным предпринимателем на выполнение работ по комплексному оснащению площади имени Ленина в г. Хабаровске, в период с 27.04.2024г. по 12.05.2024г., включающему в себя обязательство оказать услуги по оформлению центральной экспозиции символикой «Победы» и двумя трибунами, каждая по 32 посадочных места, в соответствии с Техническим заданием, являющиеся неотъемлемой частью договора. Услуги оказываются в связи с проведением краевых торжественных мероприятий, посвященных 79-й годовщине победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. К 12.05.2024г. возведенная инсталляция была разобрана. При этом, согласно сведений КГБУ «Центр ОПИК», повреждение либо угроза уничтожения памятника отсутствует. Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия административных ответчиков соответствуют требованиям законодательства, а оспариваемыми действиями не были нарушены права, свободы и законные интересы непосредственно К. и П., либо созданы препятствия к осуществлению их прав. Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласилась. Согласно положениям Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», юридически значимым обстоятельством при разрешении настоящего спора является наличие в нормативных правовых актах федерального и регионального значения запрета на соответствующее использование поверхности территории, входящей в границы объекта культурного наследия. Перечень запрещенных работ на территории объекта культурного наследия установлен ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ и Приказом Министерства культуры Хабаровского края от 31.12.2013г. №432/01.03-01. Возведение инсталляции в период с 07 по 09 мая 2024 года в районе памятника В.И. Ленину, расположенного на площади имени В.И. Ленина в г. Хабаровске, в перечень запрещенных работ на территории объекта культурного наследия не входит, а действующее законодательство допускает возможность нахождения на территории объекта культурного наследия объектов, не являющихся памятниками истории и культуры, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и не включенные в перечень запрещенных. Административными истцами не представлено доказательств, подтверждающих невозможность визуального доступа к спорному объекту культуры из-за установленной вокруг памятника конструкции, не скрывающей его от окружающих, а также доказательств, свидетельствующих о нарушении целостности и угрозы сохранности памятника В.И. Ленину в результате проведения работ по установлению вокруг него металлических конструкций. Исходя из изложенного и установленных обстоятельств, судебная коллегия не усмотрела оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявленных административными истцами требований. |